Мотошкола

Нужны ли права на питбайк в России: нюансы законодательства и реальность

Нужны ли права на питбайк в России: нюансы законодательства и реальность

Давайте узнаем, нужны ли права на питбайк в России, особенности управления средством передвижения на дорогах России. Необходимо помнить, что существует определенная классификация питбайков, которая определяет необходимость иметь документы на управление.
Как получить права на питбайк в России
Питбайк − это небольшая мототехника, созданная специально для езды по бездорожью, пересеченной местности и выполнения различных трюков. Техника имеет небольшую мощность двигателя, компактные размеры и легкий вес, что делает его отличным выбором для кросс-кантри гонок, экстремального спорта или просто для развлечения на природе. Управлять техникой в России можно лицам, которым есть 16 лет.
Исторически питбайки появились в конце 1950-х годов в Англии, как миниатюрные версии обычных мотоциклов. Мото были созданы для молодых райдеров, которые хотели участвовать в мотокроссе, но еще не были готовы управлять полноценными мотоциклами из-за своего возраста или опыта.

С тех пор питбайки стали популярными по всему миру, особенно среди ценителей спорта Extrim. Техника обладает уникальным сочетанием маневренности, управляемости и скорости, делая их идеальным средством передвижения для езды по пересеченной местности, грязи или бездорожью.
Специальный дизайн ТС позволяет ему преодолевать сложные препятствия, выполнять различные трюки, совершать прыжки и проходить через узкие проходы, которые обычные мотоциклы не смогли бы преодолеть. Транспорт оснащен специальными амортизаторами, жесткой рамой и большими колесами с протектором, чтобы обеспечить оптимальное сцепление с любым типом поверхности.
Существует 2 класса техники.

  1. Для обучения управления мототехникой (группа дети, подростки и новички). Номинальный объем мотора от 50 до 140 куб.см.
  2. Для непосредственной поездки по дорогам общего назначения или пересеченной местности (бездорожью). Объем двигателя от 160 до 250 куб.см.
Интересно, что в законодательстве России нет определения питбайк как мотоциклетной техники. Но в торговле официально допускается реализовывать мини-мотоциклы как спортивный инвентарь, то есть, без выдачи ПТС. Тогда возникает законный и резонный вопрос у потребителей и владельцев мототехники, нужны ли права на питбайк 125 кубиков, или всё же имеются какие-то определенные правила.
Какие права нужны на питбайки?
Ниже опишем важные моменты, которые помогут понять, нужны ли права на питбайк на территории РФ.

  1. Вне зависимости от того, сколько лет водителю транспортной техники, при условии, что он ездит по бездорожью, в этом случае получать права на питбайк не нужны. Следовательно, по дорогам общего назначения перевозить мототехнику можно только на прицепах или в кузове машины.
  2. Если водителю исполнилось 16 лет (в некоторых случаях 18 лет), при поездке на дорогах общественного назначения необходимо иметь права. В этом случае мототехника должна пройти процедуру дооборудования – устанавливаем фары, показатели поворотников, монтажные крепления для номерных знаков. Только после указанного апгрейда необходимо пройти техническое заключение и получить соответствующее заключение.
  3. Граждане, которым есть 16 или 18 лет, получить права на питбайк могут только в том случае, если мини-мотоцикл имеет изначальное заводское проектирование техники «для поездки на дорогах общего назначения».
Выполнив эти обязательные требования, можно понять, нужны ли права на питбайк 125 куб.см, для конкретного водителя транспортного средстваю
Какие предусмотрены категории прав на питбайки
Итак, какие нужны права на питбайк водителям мототехники.

  1. Категория М. Для мини-байков, у которых скорость не превышает 50 км/час. Для такого средства мототехники мотор не должен превышать показатель объема 50 см³, номинальная мощность электромотора - в диапазоне от 0,25 до 3,9 кВт.
  2. Категория А1. Дает право управления мотоциклетными передвижными средствами всех типов, у которых имеется ДВС, рабочий объем не более 125 см³. Максимальная мощность мототехники – не более 15 л.с. или не более 11 кВт.
  3. Категория. Права предназначены для управления всех остальных типов мотоциклетной техники.
Некоторые виды прав разрешают управлять иной самоходной или специализированной техникой, но при соблюдении определенных условий.
Штрафные санкции за езду на питбайке
Если вы совершаете поездку на питбайке по бездорожью, то никто не имеет права вас останавливать и привлекать к ответственности. В остальных случаях ответственность водителя начинается с возраста 16 лет.

  1. Управление питбайком по общественным дорогам без прав, то есть забыли дома. Штраф в размере 500 рублей.
  2. Управление средством передвижения без водительского удостоверения, которого водитель не получал вообще. Штраф – от 5 000 до 15000 рублей.
  3. Транспортное средство не прошло надлежащую регистрацию, но при этом есть права управления у водителя. Штраф 500-800 рублей.
В последнем случае могут отправить питбайк на штрафную стоянку. В России были случаи, когда мини-мотоциклы, которые не считаются полноценным транспортным средством, отправляли на штрафную зону. Вызволить питбайк иногда бывает сложно. Чтобы забрать технику со штрафстоянки, необходимо предоставить чек о совершенном приобретении мотосредства, который будет подтверждением права собственности транспортного средства. На сегодняшний день ПТС на мини-мотоциклы не предусмотрены.

Есть прецедентные случаи, когда получается гражданам оспорить штраф за езду без прав, при отсутствии факта правонарушения. На этот случай имеется даже решение ВС РФ №13 АДП 15-1 от 13 февраля 2015 года. Вместе с этим, ГИБДД и прочие заинтересованные ведомства считают, что раз есть положения КоАП о штрафах к транспортным средствам, то и питбайк нужно считать таким же транспортным средством, как машина, автобус. Таким образом, наличие прав на мини-мотоциклы в какой-то мере способствует подтверждение законного права управления транспортным средством, для которого до сих нет четкого юридического определения в законодательстве страны.